Упражнения для иллюстрации

Упражнение I

Итак, берём любую чистую поверхность и расставляем на ней наши чайнички, условно, говоря себе, что их носики это «лицо». И выстраиваем различные сценки на ваше усмотрение с этими двумя героями. Это может быть любовь, равнодушие или одиночество, возможно бытовая сценка. Не стоит сразу бросаться рисовать, походите вокруг них, выберите ракурс и крупность, подумайте, как этот выбор скажется на выбранном вами мотиве. Подумайте, какой инструмент и как Вам послужит. Наша задача сделать не менее десяти эскизов, времени у нас на это – неделя. Рисуем мы их по аналогии  с первыми упражнениями, посвященными наброску с натуры – всегда смотрим на модель, не в лист, и да если решите работать полутонами или штрихами, даже тогда смотрите на модель, а не в лист. А теперь к главному! Что такого есть в чайниках на наших столах, чего нет ни у коробок, ни у человеков, на которых мы исправно (ведь исправно?) оттачивали навыки. Включим же этот вопрос к другим подобным «проверкам на вшивость»!

Во время работы не пытайтесь всё нарисовать за вечер, следует рассчитывать время так, что бы между окончанием текущей работы и началом следующей у вас был небольшой перерыв в 5-10 минут. В самой работе позволяйте себе показать объемы и формы чайничков. Если для вашей задумки Вам захочется развивать эти сюжеты, или превратить их в единый визуальный ряд, снабженный последовательностью повествования, требующий дополнительных чайничков, или небольшой драпировки (к примеру, по фону, или прямо на поверхности пола/стола), не стесняйтесь добавлять их в свои натюрморты.

Самодиагностика:

Прошла неделя, мы всё нарисовали, но в данном случае мы не раскладываем работы, что бы по её окончании бросить на них полный критики взгляд, а ждем ещё один день. А уж потом раскладываем и смотрим «что получилось». И на выбор у нас два способа проверить результаты трудов своих. Вернее два шага одного способа, которые мы последовательно применим друг за дружкой. Шаг первый – разложив, взгляните и спросите себя, прочитывается ли каждая отдельная нарисованная вами сценка, соответствует ли она вашей задумке в начале работы. Шаг второй (да воспоёт дух вселенского паразитизма в душах юных художников!), покажите свои работы трём независимым людям, не имеющим отношения к вашей работе. Если хотя бы двое из трёх верно прочтут ваши работы и то, что они увидят в них, будет соответствовать смыслам, которые вы имели в них вложить перед началом работы, что ж, в таком случае, поздравляю, вы научились складывать из «букв» «слова». Если же (может и такое статься) мы потерпите фиаско повторите всё выше проделанное, и найдите в себе силы показать это уже другим трём людям. Не огорчайтесь у Вас 7 000000000 / 3 = ~ 2 33333333 попыток.

Упражнение II

Кладём перед собой  понравившийся лист комикса. И срисовываем его на глаз, без кальки, не на просвет, а так как если бы он был моделью. В работе следует удостовериться, что лист оригинала и Ваш рабочий А4 находятся относительно Вашего угла обзора в одной плоскости. 180 минут вполне должно хватить, что бы успеть закончить это задание, если вы берёте что-то серьёзное, к примеру, пытаетесь копировать «Kelly Green» Леонарда Старра, или Transmetropolitan,  TMNT Истмена и Лэрда, смело прибавьте себе 30 минут. Если уложитесь, с первой попытки – спокойно смотрим на часы, прикидываем разницу во времени с головным офисом DC, звоним им, и говорим их боссу, что Вы готовы пойти к ним в штат. Скромные 3000$ за лист комикса плюс время, которое Вас будут брифовать – пятнадцать баксов за 30 мин вполне оправданная плата, для начала. А, да, и ещё скажите ему, что бы взашей гнал своих криворуких слепых калек по недоразумению затесавшихся в штат художников.

Самодиагностика:

Этот разговор следует проводить, когда изображение оригинала будет идентично Вашей работе и отличить, кто у кого «срисовал» будет невозможно. А ещё, но «это о грустном», когда на девственно чистых листах пестрым калейдоскопом вспыхнут одна за другой Ваши Истории и Персонажи в тех же качестве и силе подачи, что и приведённые мной примеры «Золотого Века Комикса».  И ещё, после каждой такой работы 48 часов, Вы должны(!) усиленно заниматься наброском с натуры, уже после первого раза соотношение связки – «глаз», «рука» будет очень сильно нарушено! А оно поверьте, ещё пригодится Вам в будующем.

Упражнение  III

Если все вышеописанные упражнения уже были Вами выполнены и успешно завершены, это значит, что у Вас достаточно практики  и знаний, что бы серьёзно связать свою жизнь с рисунком. Естественно, нам придётся заботиться о том, что бы поддерживать себя в должной форме, как профессиональной, так и физической. Про «развить и поддержать скиллы» тут написано уже достаточно, так что немного о физической форме.

Решили направить свои стопы в комикс и иллюстрацию – шагом марш в бассейн минимум(!) раз в неделю. Больше – лучше, позвоночник нам ещё пригодится. Пальцы, глаза и мозги у нас из белка, всё это имеет печальное свойство выходить из строя в рекордно короткие сроки. Пальцам – наймите себе преподавателя по фортепиано (только механика, в жопу миди клавиатуры, если их механика стоит меньше чем двести кусков деревья) и попросите поучить с вами гаммы, нужно, что бы большой палец рабочей руки приземлялся на слоновую кость клавиши с той же силой что и мизинец. Глазам – всегда работайте при хорошем свете, если чувствуете, что глаза начали болеть/уставать, отложите работу. Мозги – читайте, постоянно читайте «анатомию», посмотрите краем извилины на литературу по «академическому рисунку», интересуйтесь искусством и теми, кто его творит. Ходите на выставки, смотрите работы других художников и критические обзоры, развивайте в себе не «дегустатора», но «профи» который не «релаксировать» хочет а понимать «как устроено», то на что смотришь (Нас интересует театр, кинематография, литература, фотография, музыка, и разумеется графика с живописью). Бухло – бухло эм… не сейчас. История костюма, как и общая база исторической просвещённости, нами так же приветствуется. И наконец, литература, Мозги, интересуйтесь литературой потому, что задание о котором я буду говорить далее серьёзная проверка для вас, Мозги.

Вы читали «Стойкого принца» Кальдерона, нет? Тогда, самое время начинать! Выберите любую часть этого текста и сделайте иллюстрацию к ней. Позволю привести в качестве примера небольшой отрывок.

ФЕРНАНДО:

Храбрый мавр достойный!  Если

Правда все, что ты поведал,

Если так ты обожаешь,

Как изобразил мне это,

Если чтишь, как преподносишь,

И, как выдаёшь, ревнуешь,

Если страхов так ты полон,

Как отдался подозреньям,

Если любишь, как горюешь, –

Радуйся своим страданьям

Пусть твой выход на свободу

Выкупом твоим мне будет.

Добрый путь! Скажи невесте –

Некий португальский рыцарь

Продает тебя ей в рабство.

Мне положенную плату

Дать тебе я доверяю.

Посмотри: и конь очнулся,

Отдохнул и отлежался.

Так как знаю я, что значит

Промедление в разлуке,

То прощай, садись немедля

На коня и отправляйся.

Прежде чем начать иллюстрировать этот фрагмент, юному художнику следует различить мизансцену и выполнить текстовой разбор (да, я понимаю, что термин «текстовой разбор» нов для моего читателя, и надеюсь, он найдет в себе силы узнать его значение, как и принцип применения того что за этим термином скрывается). Далее, нам предстоит вспомнить о своём опыте, полученном во время рисования «японской глиняной посуды» в качестве героев. Не рисуйте что бы «что-то» «как-то» нарисовать. Делайте это так, как если бы вы наблюдали беседу Фернандо и Мулея  воочию. И постарайтесь добиться в иллюстрации максимального соответствия тексту.

Начинаем работу с выбора композиции, что бы понимать мизансцену, Вы должны знать не только приведённый тут текст, но и текст сцены в целом. Где они находятся, о чём поведал Принцу Мулей?

Прочитав текст, возьмите лист бумаги А4 поделите его на 9ть примерно одинаковых частей, компонуйте на них, и выбрав понравившуюся композицию, перенесите на черновик формата А4. На черновике должны быть помечены все детали и элементы иллюстрации, которые вы планируете получить в работе по её окончании.

Когда композиция будет придумана, займитесь проработкой персонажей, сделайте несколько отдельных эскизов с персонажами, как они выглядят, во что одеты? Из текста пьесы, коль мой читатель даст себе труд его прочесть, мы можем понять, что место их беседы поле боя устланное мёртвыми телами воинов – пользуйся этим, мой юный художник, потенциал этого отрывка уже сейчас открывает перед нами прекрасный первый план составленный из доспехов тел и оружия (помним про ритмы см. Упражнение VI (Тушь I).

Персонажи наши встречаются тут в первый раз и оба полны благородства – это так же должно быть учтено в композиции (Смыслово они «равноценны» друг другу).

Далее – чистовик, с помощью механического карандаша любым удобным для нас способом (через стекло с лампой, с помощью кальки, на глаз) переносим изображение черновика, оставляя лишь нужное Вам  (да, если это графитное пятно, занимающее одну шестую листа, не входило в наши планы, переносить его не обязательно). Механикой же доводим до ума детали. Мягким карандашом помечаем полутона, и тени на фигурках персонажей и объектах которые их окружают, если Вы оставили в композиции источник света, что было бы логично (см. мизансцену), озаботьтесь полутонами окружающими самые светлые части работы. Когда работа над тонами и полутонами будет закончена мы берёмся за…

Работа с тушью в иллюстрации и живописи

Да-да-да, только не надо говорить дорогой моему сердцу читатель, что после описанных выше (и выполненных, хочется верить) заданий VI- VIII ты ждешь, что я позволю Вам вечно чувствовать себя школяром и давать бесчисленное множество заданий, на то, что ты и так уже должен уметь.

Корректировка арсенала

Ксерокс (или сканер и принтер), добро пожаловать в XXI век, в реальных «боевых условиях» у нас нет времени, что бы рисовать одну и ту же работу веками, и выбирать романтизированно-рыцарские приёмы рисунка – есть заказчик, есть требования к качеству работы и сроки. Сроки тоже всегда есть, так что как только карандашный эскиз будет завершен, озаботьтесь тем, что бы сохранить результат. Если же это вопрос принципа, да прибудет с вами стекло и лампа кофеин и силы. Это не всё, моё уважение к Вам как к художнику, оно тоже прибудет, потому что в этом случае, у Вас будет дополнительная нагрузка и как следствие – бесценный опыт. Две колонковые кисти, на выбор Fan или Flat (в зависимости от выставленной  Вами перед собой задачи и личного предпочтения). Пару слов о бумаге и туши, я настоятельно не рекомендую брать рисовую бумагу для этого задания, оставим романтику востока для занятий живописью, следовательно, и тушь лучше брать в 30mm пузырьке. Да она не так вкусно пахнет, но с ней меньше возни. И кое-что новенькое – перо № 23 Leonardt производства Объединенного Королевства (Боже, храни королеву!). И если кисти будут нашими мягкими карандашами, то на смену «механике» в наши руки ляжет именно этот инструмент. Перед тем как прикасаться к работе возьмите кончиком пера немного туши (не стоит топить во флаконе руку по локоть, это будет неважнецким подспорьем в проведении тонких контурных линий). Если перебрали с тушью, вытрите перо салфеткой (кусочком туалетной бумаги), и удостоверьтесь что оно девственно чисто, перед тем как вновь окунать его во флакон. Поиграйтесь с чистым листом проверив, свободу движений которое позволяет нам 23 Leonardt, перед тем как начнёт воинственно «плеваться тушью» и «рвать бумагу». Памятуя о упражнении VIII (Тушь III) небольшая баночка с водой так же не будет лишней, и метод лессировки который был применён там вполне может послужить нам и здесь.

Приступая к работе, аккуратно помечаем контуры Leonardtом (я не рекомендую делать их сплошными – слишком велика вероятность получить «дробное», «разваливающееся» изображение). Другой путь, это равномерно обвести пером всё, при этом стараясь получить ювелирно тонкую линию, увеличивая нажим на перо лишь там, где это действительно нам нужно, к примеру, вот та скрюченная рука по первому плану, явно просит более толстой линии. Но, разумеется, выбор средств остаётся на Ваше усмотрение. 15-20 минут на то что бы тушь высохла (это время можно уменьшить с помощи настольной лампы, но, увы, «известнейшее детище Эдисона», нынче не в чести). Когда работа окончательно высыхает, смачиваем влажную кисть Flat/Fan и очень легко смачиваем лист. Этой же кистью наносим легкий слой разбавленной туши где в нашу задачу по аналогии с III упражнением для туши не оставить на листе незаполненных мест (если Ваша задумка не подразумевает обратного) .

Когда отмеченные тона и полутона карандаша, будут заполнены нужным вам количеством туши и воды (плашки, полутона, дополнительные слои туши, в нашем распоряжении весь полученный ранее опыт и приёмы), в бой вступает колонковая кисть. Если вы решили работать плашками и попытаться получить трафаретно силуэтный эффект на том же переднем плане, эта кисть станет отличным подспорьем. Если же у вас зародилась мысль что заливать всё силуэтами «халтура» – то это правильная мысль, и мы продолжаем работать Fan/Flatом накладывая то количество полутонов которое посчитаем нужным, а колонку останется работа над деталями переднего плана. Допустим, если нам хочется получить чуть больше свободы движений кисти руки, или нужна линия той толщины, которую никакой 23 Leonardt нам не даст, ну и, конечно же, вода – можно получить всё это ещё и в виде полутона.

Что ж друзья, это то, что вам потребуется… для начала.

Благодарю за внимание.