Упражнения для эскиза с натуры карандашом

Упражнение I

Возьмите несколько простых предметов, подойдут – книги, коробки и/или спичечные коробки. Бережно вывалите всё это барахло на центр стола/пола. Получиться должно что-то такое -> Выберете место, с которого вам будет удобно смотреть/рисовать нашу горстку хлама, выберете формат (горизонтальный, вертикальный или, то, что не рекомендуется для начинающих, ракурсно заваленный в один из углов). Убедившись, что всё необходимое под рукой, наши коробки навалены интересно, и Вы удобно устроены относительно «модели» включаем будильник, поставленный на 7 минут это знак того, что мы начали! До того как начать трогать лист найдите взглядом на чём лежит наш объект, угол где заканчивается плоскость нашей модели и начинается пол/стол. Если Вы только начали рисовать, постарайтесь выбрать такую точку, что бы видеть нижнюю коробку ?. Итого, Вы должны будете наблюдать две плоскости коробки/книжки и плоскости, на которой ваша коробка/книжка лежит. Не отрывая взгляда от «модели», ставим на листе точку, и начинаем двигаться взглядом по внешнему контуру нашей горки хлама, а карандашом по поверхности листа. Когда мы смотрим на лист – мы не рисуем, а оцениваем, насколько совпала реальность – то «что рисуем», с тем «что нарисовали». Если мы видим, что линия пошла «не так как есть» мы ставим точку на любое место, в котором не успели ошибиться (скорее всего – это будет один из углов какой-нибудь книжки, коробки, спичечного коробка). Возвращаемся взглядом к этому углу/точке и продолжаем, так же как и начали скользить взглядом по горстке хлама, а карандашом по поверхности листа. Но, постарайтесь чуть увеличить нажим в том месте, где правите лажу, это поможет Вам в случае дальнейших ошибок. Не стоит рвать карандашом бумагу, и проводить кучу линий  в том же месте где сделали/правите ошибку, когда проблемная часть будет пройдена, постарайтесь вернуться к изначальному нажиму.

Всё это время мы стараемся не отрывать карандаш от поверхности листа.

Это упражнение призвано помочь нам скоординировать скорости движения взгляда и руки, забрасывать его можно в тот момент, когда вы почувствуете, что результат вас устраивает, и скорость синхронизирована. Так же следует помнить, что когда наша разбрасывающая гайки с пружинами SLAVA или новенький, блестящий I-pod даст сигнал о прошествии 7и минут мы заканчиваем(!) рисовать, снимаем лист с планшета, и аккуратно отложив его в сторону, берём следующий лист и повторяем всё описанное выше.

Расчёты времени – 7мь минут в этом упражнении будет актуально для того, кто только-только начал рисовать.

Первая минута – приготовления, выбор формата, последующие 30сек – 1мин обычно уходит на преодоление наших фобий. Страх перед чистым листом, и да-да, это не означает, что надо ржать во весь голос, или срочно комплексовать. Так уж вышло, что нас тут 7 миллиардов и то, что одним даётся легко, других вынуждает положить немало усилий. Просто помните, талант – пустой звук, если его не развивают. И последующие 5-5мин 30сек – это время, отведённое для непосредственно рисунка, которого, спешу заметить, будет не хватать для завершения данного задания большинству новичков. И да, это не времени мало – его как раз «вагон», это значит, что уровень ваших навыков не позволяет свободно работать в эти 5 с половинкой минут. А это значит, что задание для Вас всё ещё актуально.

В случае если Вы опытный рисовальщик, но вам нужно немного практики (художник перепил, как следствие – один глаз поутру шлёт другой лесом в баню, и нужна проверка на то, не повредило ли это навыкам) вам должно хватить 5и минут.

Если Ваш стаж рисования более 2х лет Вы должны без проблем успевать это задание за 2-3 минуты – обычно такие тренировки актуальны для людей, которые не имеют возможности нанять модель и/или редко выезжают из дома, то есть, не имеют возможности рисовать в дороге.

Когда копание во внешних контурах достанет начинающих художников, не стесняйтесь «заползать» на внутренние контуры, появление подобного рода желания будет добрым знаком,  означающим рост Ваших художественных навыков (не зазнавайтесь, впереди ещё много препятствий). Не стоит забывать и о нажимах, попробуйте расценить ваш лист А4 как литературное высказывание, где для Вас важно сделать акцент, а что, напротив, не столь существенно и служит лишь фоном. Это относится так же и к определениям «что ближе», а «что дальше». Иными словами, мало уметь держать карандаш в руках (Вы же художниками хотите стать, а не бездушными фотоаппаратами) куда важнее умение думать.

Самодиагностика к упражнению 1

По истечении первой недели тренировок, в порядке появления на свет разложите работы на полу, обратите внимание на нажимы линии, соотношения сторон нарисованных объектов, проверьте перспективу (на работах мы при этом ничего не рисуем, хотите что-то запомнить – обзаведитесь записной книжкой). Если первые работы ничем не отличаются от последующих, плоскости книжек и коробок гуляют отдельно друг от друга, а линии перечернены/одинаковы и дробят ваши объекты на листе, не давая никакого представления об их положении в пространстве. Шероховатые линии (эффект получается при проведении множетсва похжих линий по одному и тому же месту). Каждое из этих явлений будет означать, что проделанной Вами работы не достаточно, а следовательно, Вам ещё рано переходить к следующему заданию.

Упражнение II

И так мы где-то с неделю рисовали контуры коробок (за эту неделю у Вас должно получиться где-то 30-40 эскизов), нам надоело, мы прид…ись, рисуем коробки за две минуты со всеми контурами, разными нажимами, от нечего делать начали залезать в штриховку и полутона (чего новичкам следует старательно избегать, о чем мы поговорим ниже). Следующим этапом этого урока станет рисование человеков, а точнее, для начала, автонабросок художника (при всём желании автопортретом это назвать будет тяжело, во всяком случае, по началу).

Тут-то нам и пригодится зеркало, о котором писалось в начале, между Вами и зеркалом должно быть не менее 3х метров, можно больше. Убедитесь, что все карандаши находятся в должном состоянии, Вы имеете возможность удобно устроиться, на лист попадает достаточно света, будильник под рукой и «взведён» (на этот раз всего на 5ть минут). По аналогии с первым упражнением мы начинаем рисовать себя с точек опоры, то есть с того на чём стоят наши ноги. Это важно для нас, что бы избежать эффекта заваливающейся не стоящей на полу модели. Не забудем же о «всем принципам принципе» или «святая святых принципе» – пока мы смотрим на лист, рука ничего не должна рисовать, мы позволяем ей работать лишь, когда наш взгляд направлен на модель (в данном случае, на наше отражение в зеркале), и скользит по контурам. Учитывая, что прошлое упражнение должно было одарить нас драгоценным опытом, мы можем свободно забираться с внешнего контура на внутренний и обратно. Мы всё так же ведём единую линию, стараясь не отрывать карандаш от листа. Единственное чего я не рекомендую, на данном этапе новичкам – это рисовать лица (глаза, носы, внутреннюю часть ушных раковин, волосики и прочие micro- kapro- fikal’ки, всё это не будет иметь значения, если у модели будут переломаны кости, она будет падать, и обладать непропорционально огромной башкой). Другое дело обозначить ключевые складки на одежде, объёмы футболки, блузки, обуви и т.д. и т.п.

Из средств для рисования в арсенале новичка будут лишь разницы нажимов и если в первом упражнении основной акцент делался на синхронизацию связки «глаза и руки», то здесь ключевыми для нас становятся такие вещи как «доведение нажима карандаша на поверхность листа до уровня рефлекса». Когда от рисования «себя любимого» вас начнёт тошнить (это в прямом смысле этого слова), мы меняем нашу модель на пап, мам, бабушек, дедушек boy/ girlfriendов не забудем же и про тёщу со свекровью (один чёрт оно всегда где-то неподалёку). Объясняем (максимально почтительно и внятно), чем они могут нам быть полезны, сажаем/ставим и рисуем. Судья нам тут только один – наш будильник (ну и мы сами, разумеется, но это всё там – в конце недели). И опять же, как бы Вам этого не хотелось со звонком нашего алюминиево-пластикового «друга» отложите листочек в сторону. Это нужно нам не для того что бы порадовать папу и маму, они и так от нас без ума, ну или им на нас насрать (тут уж как повезёт). Вся эта кипа недорисованных недоэскизов – не что иное как «шкала», призванная показывать на сколько «мы созрели». Это упражнение нужно делать как можно чаще, в среднем, что бы ваши труды дали всходы в неделю вы должны делать не менее двадцати набросков, больше лучше. В момент, когда вы начнёте рисовать себя, а до кучи и ваших домочадцев с «зарытыми глазами» (фигуральное выражение, противопоказано в реальной практике), и при этом будет заметно сходство модели с вашим эскизом, достигнутое различными нажимами и контурным рисунком, не забрасывая данное упражнение, мы параллельно занимаемся поиском новых «жертв» искусства.

Самодиагностика к упражнению 2

Для этого и следующего упражнения она будет совершенно идентична, мы всё так же раскладываем на полу сделанные за прошедшую неделю эскизы. Ко всему перечисленному в адрес коробок добавляем такие вещи как – обращать внимание на композицию в листе, пропорции тел ваших моделей (здоровые/крохотные головы, сломанные конечности, забытые грудные клетки и прочие занятные метаморфозы) и последнее (а так же то что Вы наверняка заметите в первую очередь)  – заваливающиеся «модели». Постарайтесь учитывать всё это и не повторять свои ошибки в будущем. Не уместившаяся в край листа голова или зарезанные ноги, само по себе не будут являться ошибкой, если композиционно работа будет смотреться от этого выигрышнее, чаще всего подобное происходит, если вы находитесь слишком близко от модели в момент рисования. Вам потребуется практиковаться достаточно длительное время в данном типе заданий (упражнения II и III), я так же рекомендую их как средство поддерживать Ваши навыки в должной форме.

Упражнение III

И да поможет нам в поиске «свежих» моделей общественный транспорт и улицы. Памятуя о том, что взгляд наш не отрывается от модели, пока мы её рисуем, я считаю своим долгом написать пару слов о возможных проблемах.

Первая из них вполне обоснованная просьба человека которого Вы рисуете – остановится (в людном автобусе или вагоне поезда, где докричаться до собеседника – уже достижение, это зачастую знак руками). Если подобное произошло, единственным верным решением с нашей стороны может быть лишь знак того, что Вы услышали просьбу человека и последующий выбор другой модели – это этика. Мы любим «свои цели», кто то относится к этому с «охотничьим азартом», кто то вообще «ненавидит людей», зачастую все эти чувства сосуществуют в художнике, но наш главный принцип занять «позицию наблюдателя», старайтесь не влезать во время тренингов в личное пространство других людей, каким бы невозможным это не казалось.

Менее обоснованная просьба или требование вашей модели отдать набросок ей. В данном случае я настоятельно рекомендую (особенно это важно для новичков) сражаться за набросок до последнего (ваше творение должно нести на алтарь воображаемой «линейки самодиагностики скиллов», а не использовать как рычаг для новых знакомств). Если это возможно – спокойно объясните, почему не можете отдать набросок. Если человек неадекватен иными словами, если Вам попался законченный му..ла (ну уж извините это от Вас зависит какую модель Вы рисуете, верно так же и то, что «обложка» зачастую скрывает «содержание» и одному богу известно соответствуют ли они друг дружке), у нас появляется несколько выходов.

Следующий образчик взаимоотношений. Наша моделька – дяденька лет 45-50, который доброжелательно готов потрепать нас по щеке/волосам, и просит отдать ему набросок, протягивая Вам пару мятых бумажек (классический пример искажённого сегодняшними экономическими реалиями исконно русского холуйства). Улыбаясь, «шлём эту конюшню в задницу» (максимально вежливо шлём её в задницу). Все его лениво растянутые «любой труд должен быть оплачен», ни черта не аргумент. Он Вас не нанимал, и лично ему Вы ничего не должны, в том числе брать его деньги, как и тормозить свой художественный рост из-за того, что любой встречный принимает Вас за автомат по выдаче газировки. Если же Вы новичок, тем более, вряд ли то, что было вами нарисовано кто-то будет вешать на стенку. Мы не продаём незаконченную работу, а мерило её законченности это производное наших навыков на воплощение задумки. Так что спокойно говорим, что не зарабатываем, рисуя людей на улицах. Это нам нужно и только нам.

Напоследок, модели, или кому то из родственников захотелось получить набросок (вы нарисовали прелестное чадо, очень приятного и заботливого родителя), добро пожаловать в XXI век, можно дать сфотографировать на мыльницу или обменяться контактами, отксерокопировать и выслать факсом, по мейлу, да как угодно.

Как бы то ни было наше главное оружие в подобных случаях это чувство собственного достоинства, нейтралитет к модели, доброжелательность и улыбка (да, именно в таком порядке). Помните об этом.

В походных условиях засечь время может быть весьма проблематичной задачей, первое – излишняя суета неизменно привлечёт к вам ненужное внимание, второе – модель не будет сидеть на месте и терпеливо ждать пять минут, Вы ничего не должны человеку которого рисуете, хм, что ж он так же не обязан Вам позировать. Именно для этого мы рисовали коробки, свои отражения,  родственников, друзей и подружек. Опять же никто не даёт гарантий, что к тому моменту как Вы отойдёте на удобное расстояние (2.5-3 метра) она будет на месте, или нам не загородит линию обзора декольте знойной школьной училки, везущей детишек на экскурсию, или задница/саксофон опаздывающего на концерт чёрного джазмена, который влетел в автобус на прошлой остановке. Итого у нас есть порядка полутора-двух минут на работу с эскизом, вот реальное время, за которое мы должны успевать нарисовать, всё что хотим нарисовать. Вспомним с чего всё начиналось, и возблагодарим же наваленный некогда на наших полах/столах хлам, терпеливо ждущий семь (!) минут.

В дороге нашей целью является выискивание интересных на наш взгляд моделей, мы уже не обязаны рисовать их целиком (для этого у нас есть второе упражнение), так что портреты, крупные планы рук, обуви, облупленных стен и ржавых углов вагона, вот ради чего мы взяли в дорогу планшет. Принцип, по которому мы работаем, остаётся неизменным (простой контурный набросок), здесь новички могут позволить себе начать трогать полутона и штрих. Старайтесь не злоупотреблять ими Вы должны отдавать себе отчёт, где и для чего вы используете «Ваше новое оружие», и не забывайте, Вам ещё только предстоит развить в себе рефлекс, что бы применять его наиболее эффективно.

Упражнение IV

Вырабатывание рефлексов штриха. Вряд ли Ваш первый опыт штриха на эскизе будет иметь удовлетворительный, минимум, для Вас результат. Если же, не приведи Господь, он не вызовет у нас аллергий, и мы чувствуем себя Рисовальщиками  с большой буквы, то дальше можно не развиваться, а тихонько гнить в своём уютном самодовольстве.

Берём наш планшет, цепляем на него чистенький лист формата А4 и начинаем штриховать, наша задача – заполнить весь лист штрихом во всех доступных нам направлениях, так что бы за штриховкой не было видно чистого листа, вообще. В погоне за скоростью начинающие художники часто не отрывают карандаша от бумаги – это ошибка. Проведя одну линию штриха (не боясь «вылететь» за край листа) проводим вторую. Нажимы одного типа штриха должны быть максимально схожи между собой. В отличии от второго и третьего упражнений (которые можно практиковать годами) вам будет достаточно потратить два-три вечера. За это время у Вас на руках должно оказаться порядка 10ти штрихованных листов, я не даю ограничений по времени для этого задания. И Вы можете возвращаться к нему, если почувствуете, что Ваши навыки всё ещё далеки от того «как хочется». Не столько сложная, сколько требующая немалого терпения, выдержки и честолюбия задача. В Ваших интересах постараться выполнить её, выложившись на максимум. Результат не заставит себя долго ждать, будет полезно для общего развития, а для работы с тушью – в особенности. Выбор жёсткости грифеля так же остаётся на усмотрение реципиента.

Самодиагностика к упражнению 4

Обращаем своё внимание на цельность и равномерность линий, разницы зазоров между ними. Заполненные края листа (не бойтесь испачкать планшет и стол графитом – графит вытирается со стола за минуты, а вот переучивание кривых рефлексов займёт долгие недели, если не месяцы Вашей жизни). Начав вести линию, мы ведём её от начла до конца листа, а не продолжаем/прерываем где то с/на середины/е. И самое главное, нас интересует все ли возможные направления штриха мы смогли задействовать в работе.

Новичкам, не беритесь выполнять данный тип заданий, пока не освоитесь с контурным наброском – в лучшем случае это никак не повлияет на Ваш рост, в худшем может повредить, гонясь за детальками и штришками, рискуете забыть о главном.

Упражнение V

Тона и полутона потребует в разы меньше сил и выкладки. Закрепляем на планшете наш A4 формат, и начинаем, не отрывая карандаш от поверхности листа технично заполнять равномерным тоном любой удобный уголок, поиграйтесь с этим, подспорьем тут будет опыт работы со штрихом (просто отдых, в сравнении с часами штриховки). Почувствуйте карандаш под рукой, не спешите вдавливать его в бумагу, при накладывании тонов он должен свободно ходить у вас в руке, точнее двигаться вместе с кистью руки. После того как равномерность наскучит, попробуйте поиграться с различными степенями плотности тонов, начав с самого светлого, почти идентичного белизне листа, и плавно «привести» его к самому тёмному.

Самодиагностика к упражнению 5

Равномерность тонов и полутонов, вот что нам здесь интересно. Наслаждайтесь процессом работы, и результат не заставит себя долго ждать.

Немного теории для юных художников задайтесь вопросом, что такое «тон», «полутон» чем они отличаются друг от дружки, и попробуйте сформулировать свой интуитивный ответ на этот вопрос  в любом удобном для Вас виде. Со стороны навыков не даёт ничего, зато – шанс поработать мозгами. Когда ответ будет сформулирован, загляните в интернет и сравните. Отличная «проверка на вшивость». Единственный совет выберете карандаш большей жесткости, в начале, я писал, что мы не используем ластик, и это верно, но лишь в режиме учёбы. Практика показывает, что жёсткие карандаши в разы легче убрать с листа. Помните, Мастер – не тот, кто не ошибается, а тот, кто знает, как незаметно прибрать за собой лажу без потери качества для работы.

Вариации

Вы можете работать с большими чем А4 форматами, для всех выше описанных упражнений, для этого Вам потребуется рабочее место, лучшим вариантом станет мольберт, его не жалко изрисовать в отличие от любимых бабушкиных обоев. Выезды в город с такой штукой естественно минимум не удобны, следовательно, мы должны будем искать/нанимать модель. Не бойтесь А3 форматов, это же не они на Вас рисовать собрались. Освоив контурный набросок, не останавливайтесь, попробуйте сменить технику. Пример: попробуйте работать полутонами, намечая ключевые точки, и дальше поправляя себя линией. Так же не стоит забывать про задания на штрих, прикрепив формат А3 к вертикальной поверхности, Вы сможете работать всей рукой целиком и получите большую свободу движений кисти.

По прошествии 4-6и месяцев (минимум), в которые вам предстоит выполнить все приведённые выше упражнения мы наконец-то переходим к наброску тушью с натуры.