Набросок тушью с натуры

Важно понимать, что такое тушь и как она устроена. Немаловажно также понять, чем работа с ней отличается от карандашного наброска. Так что прежде чем перейти к выбору инструментария я расскажу, с чем нам предстоит иметь дело.

  • Как получается тушь – если очень поверхностно, любая тушь состоит из продуктов неполного сгорания (иными словами сажа, в классической китайской туши для её получения используется сосна или масла, получаемые из рыбьего жира, сжигаемые в специальных формочках), сюда так же входят разнообразные лаки и смолы. Это наш первый компонент.
  • Второй компонент – качество кистей, с которыми нам предстоит иметь дело. Немаловажна так же и их форма. Всё это вкупе с движением нашей руки позволит работам, в прямом смысле этого значения, стать отражением «мысли автора».
  • Следующая составляющая бумага – от выбора бумаги в большой степени будет зависеть успех работы. Её фактура, толщина и свойство хорошо впитывать воду.
  • И последний компонент – вода. Именно количество воды определяет количество полутонов,  чёткость мазков, и позволяет достичь самых разных визуальных эффектов. (Как и в акварельной живописи, ничто не мешает нам использовать влажную бумагу в качестве рабочей поверхности). Используя воду нам надо точно рассчитывать её количество, особенно ценным это станет при работе с китайской тушью.

Уже из этого простенького «разбора полётов» мы можем видеть отличия работы с тушью от наброска графитом или серебром. Рука, держащая кисть, лишена ставшей уже привычной для нас свободы. Мы вынуждены держать её вертикально над поверхностью бумаги, или же «синтетически» отвоёвывать себе свободу движений, «сражаясь с листом» набирая немного туши на кисть (актуально, если мы делаем набросок «с натуры» на небольшом формате, используя планшет). Вот тут-то для нас и станет ключевым, насколько хорошо мы усвоили упражнения приведённые выше. Прежде всего – это наша связка глаз-рука и, безусловно, задание на штриховку. Если до этого Вы не имели дела с тушью и акварелью (да-да, во многом они очень схожи), мой Вам совет ещё раз пройдите упражнение для оттачивания штриха. Из всего приведённого выше так же справедливо заметить зависимость художника от организации его рабочего пространства, так что значение рабочего места будет тяжело переоценить.

Прежде чем начать работу с тушью Вам следует определиться, что для Вас более приоритетно, иллюстрация и комикс, или же китайская живопись и каллиграфия. От этого будет зависеть, каким упражнениям Вы должны будете уделить большее внимание в будущем, выбор изобразительных средств и общие принципы работы с листом. Ниже несколько общих упражнений и арсенал который будет полезен вне зависимости от того чем мы собираемся заниматься в дальнейшем. «Как» и «Что» Вы решите развивать в себе, будет зависеть лишь от Ваших стремлений, моя задача тут – помочь Вам получить плацдарм для дальнейшего развития.

Арсенал

Тушь – нам потребуется 30ml любой жидкой туши, тут тяжело выделить какого-то конкретного производителя, из личного опыта Winsor & Newton (Chinese noir) станет хорошим выбором. Хотя тут, возможно, я не объективен и во мне говорит привычка. На ум так же приходит «мечта»  комексиста Pelikan Fount India.

и/или

Китайская тушь в виде «плиток», реже, более мелких брусочков, так называемых «палочек», к ней нам понадобится фактурный камень для растирания туши («тушечница»), данный тип туши, как и все сопутствующие принадлежности гораздо прихотливее и потребует от нас внимания и ухода.

Кисти

Кисти – несколько маленьких одинаковых колонковых кистей (даже при бережном использовании и уходе, срок их жизни оставляет желать, увы, много лучшего) Art Spectrum второго размера станет прекрасным выбором, по личному опыту, дольше прочих живёт при работе маслом, а это показатель. Одна колонковая кисть средних размеров 4ка или 6ка, в зависимости от ощущений, что удобнее ляжет в руке, а так как кисть руки подолгу будет в одном положении то комфорт один из определяющих факторов при выборе инструментария. Альтернативой может служить китайские Suzhou кисти заказать их можно через Amazon.com, они идеальны для большинства типов движений т.к. хорошо удерживают жидкость и очень неохотно меняют форму (следовательно, такая кисть смело может быть использована нами для заливки, хотя это и не главная задача, возложенная на данный тип кисти). Петельки на обратной стороне данного типа кисточек позволят подвесить её в вертикальном положении, что так же призвано продлить ей жизнь. Нам так же потребуются кисти типов Fan, Flat их размеры могут немного разниться в зависимости от серии и производителя, в среднем они обе должны быть  6го или 8го размеров. Как опцию можно прихватить с прилавка и Foam Brushes.

При покупке важно из чего сделана наша кисть. Синтетика, обычно используется в масле – она живучая, но не даёт достаточно изящного мазка, а в работе с акварелью и тушью это может заметно сказаться на качестве работы – в любом случае только Вы сможете решить, что для Вас является более важным критерием, живучесть кисти или качество мазка. К минусам акварельных кистей, они ненадёжны, и брак тут обычное явление.

Брак или не брак? При выборе акварельной кисти, не трогая рабочую поверхность, аккуратно приложите кисточку к плоской поверхности (держа её под углом 90°), не более чем на пол миллиметра, если кончик собрался в изначальную форму, прекрасно, если нет – ищем другую кисть. Ради чистоты эксперимента прихватите с собой небольшую бутылочку негазированной питьевой воды и до проведения «теста на качество», чуть обмокните в неё кисть (настоятельно не рекомендую пить воду до проведения теста).

Естественно всё вышеописанное не относится к Foam Brush, главное качество, ради которого мы берём этого «монстра» с прилавка (даже размер «?», скорее всего, покажется Вам слишком здоровым), –  его фактура (тактические возможности – наложить равномерный слой туши в качестве фона или незаметно убрать лишнюю воду с листа, если бумага позволит, естественно). Минусы так-же очевидны, как и всё хорошее Foam недолговечен и летит в помойку чуть не после каждого мазка, а реанимировать его для последующего использования выглядит, мягко говоря,  делом неблагодарным (никто не даст гарантии, что засохшая внутри Foam Brushа капелька туши, которая застряла в недрах этого страшилища не будет стоить нам следующей работы).

Бумага – перечислить здесь всё многообразие разновидностей (а, тем паче, всех производителей) бумаги кажется мне плохо реализуемой, да и малополезной затеей. Так что здесь я позволил себе привести лишь основные типы бумаги, с которыми нам предстоит иметь дело в процессе учёбы и её свойства.

Бумага Xuan на западе её так же называют «рисовой бумагой», что не совсем верно, т.к. для получения могут быть использованы компоненты бамбука, конопли, или бумажной шелковицы. В зависимости от процесса получения и ингредиентов, из которых она изготовлена, будут зависеть такие её свойства как поглощение влаги, толщина листа, ворсистость (как следствие фактура) и стоимость листа. Несмотря на то, что она непомерно дорога, даже для тренировочных занятий нам потребуется порядка пятидесяти листов данного типа бумаги. Если же Вашей целью является занятия китайской живописью и каллиграфией, смело можете брать пачку (обычно в ней сто листов).

Старая добрая «офисная бумага» формата A4, то на чём мы терпеливо учились делать линейные наброски и отрабатывали штрих. Как и в случае с «рисовой бумагой» нам потребуется порядка 50 листов данного типа бумаги.

«Мелованная бумага» будет актуальна, если Вашей целью является иллюстрация или создание комиксов и манги. Славится по всему миру тем, что свела не один лазерный принтер в помойку. Если Вы не можете похвастать спортивным сложением, не лишним будет попросить кого-нибудь дотащить это до вашего дома т.к. в силу процесса получения, пачка такой бумаги несколько тяжелее пачки «офисной» А4.

Ватман – толстая фактурная бумага, отличается высоким качеством и высокой стоимостью. Вряд ли у нас получится найти небольшой формат данного типа бумаги, да и пачками они обычно не продаются, посему смело берём 25ть листов А3, что при умелой работе «макетником» позволит получить нам 50 листов формата А4. Именно на этой бумаге начинающим комиксистам предстоит создавать свои «черновики».

Для начала, нам вполне хватит приведённых выше разновидностей бумаги. При выборе бумаги есть смысл запоминать (записей на полях записной книжки вполне достаточно) фабрикантов поставляющих продукцию на рынок. В будущем это позволит нам пополнять свои арсеналы новыми сортами бумаги, или позволит найти привычные материалы, с которыми уже приходилось работать ранее. Это же, пусть и в меньшей степени, будет справедливо при выборе кисти.  (Главное потом не п*#€rить её, эту записную книжку, а… вот же ж она!)