Упражнения для эскиза с натуры тушью

Упражнение I

Для выполнения этого упражнения нам потребуется большой удобный (свободный от хлама) стол, лучше, если это будет конторка с небольшим наклоном. Так же нам потребуется по два листа от каждого типа бумаги, который был описан выше, небольшая емкость с водой, и одна колонковая кисточка второго размера. Собственно тушь. Если вы взяли на вооружение китайскую тушь в виде «плиток», то нам придётся подготовить её для использования. Газеты и тёплая вода в таком случае так же должны быть под рукой. Не забудем же и о сухих салфетках, или специально прибережённом для этой цели рулоне туалетной бумаги.

Для того чтобы начать работать  с китайской тушью, ставим на стол камень для растирания и  добавляем на него несколько капель воды. Если немного подогреть воду, это ускорит процесс подготовки туши. В случае если воды будет мало, тушь получится слишком густой, если же вы переборщите, voila, и «наше лекарство становится ядом», не беспокойтесь, мы учимся как раз для того, что бы избегать ошибок в будущем.

Возьмите брусочек и приложите его к поверхности тушечницы, на которую заблаговременно нанесли воду, надавливая, начинаем медленно вращать его. Поторопитесь, или переусердствуете с нажимом – рискуете сломать брусок. Вся «забава», должна отнять у нас порядка5 – 10 минут, это будет зависеть, прежде всего, от количества воды. Как только видим, что тушь начала подсыхать (появится характерный сухой след) останавливаемся. Если тушь получилась слишком густой – добавляем несколько капель воды. Проверять готовность туши следует на простой газетной бумаге. Заготавливая тушь, нужно помнить, что мы делаем это один раз перед началом работы. По окончании работы,  просушиваем брусок, и кладём в футляр. Тушечницу мы тщательно моем, не стоит оставлять в ней тушь «на будущее» иначе это будет стоить нам рабочего инструмента, так же не маловажно высушить её, перед тем как убрать. Хранить китайскую тушь предпочтительнее в холодном сухом месте.

Когда мы наконец-то закончили со всеми приготовлениями, приступаем непосредственно к упражнению, поочерёдно меняя типы, бумаги мы будем наносить разные типы линий. Апеллировать нам предстоит не только с типами бумаги, но так же и со степенями влажности каждого отдельного вида бумаги и нашего колонка. Это упражнение призвано помочь вам почувствовать тушь и кисть, первая же его часть позволит нам освоиться с такой вещью как «ритмы».

Возьмите любой лист, окунув колонок в тушь, начинайте проводить прямые параллельные вертикальные  линии медленно переходящие в горизонтальные. Мы позволяем себе обновить тушь не чаще чем через каждые 3 линии.

Старайтесь наносить линии так, что бы зазоры между ними были примерно одинаковы.

Работая тушью, Вам следует помнить, что кончик кисти всегда должен быть расположен под углом 90° в отношении поверхности листа. А это значит, что мы двигаем плечевым и локтевым суставами, не меняя при этом положения кисти руки. Ничего не напоминает? Да именно для этого мы и потратили несколько вечеров, работая над своим штрихом с форматами А4. Когда первый «веер линий» будет закончен, проделайте то же самое с противоположной частью листа, в какой-то момент центральные линии начнут пересекаться, пусть это нас не смущает, когда очередь дойдёт до последней горизонтальной линии, проведите её поверх старой, начав с противоположной стороны. Закончив, таким образом, первый лист поочерёдно проделайте вышеописанную процедуру с каждым типом бумаги. Как и в работе с карандашом мы стараемся добиться одинакового нажима (толщины) линии.

Обратите внимание на то как отличаются линии в зависимости от того на сколько сухой кистью вы их проводили, более сухие мазки будут содержать в себе большое количество полутонов. Так же следует обратить внимание на то, как начало жить пространство листа после нанесения на него наших линий, как это отображено на разных типах бумаги.

Мелованная бумага даст эффект трафаретного рисунка, тогда как рисовая бумага преобразится буквально впитав в себя тушь.

В будущем меняя зазоры между линиями, Вы получите возможность менять ритмы. Что будет не маловажно в иллюстрации. В прочем, тут описана лишь первая часть нашего задания. Для выполнения второй части нам так же потребуется кисть типа Fan (ну или Foam Brush, нужно же найти для нашего «гиганта» хоть какое-то применение). Вам предстоит повторить первую часть задания, но, обработав края листа с которых начинаются наши вертикальные линии, нанеся с помощью  Fan кисти небольшой слой воды.

Это задание следует повторять 2-3 вечера подряд. Параллельно мы не забрасываем рисование карандашных эскизов с натуры. Выполняем поочерёдно каждым типом кисти, должно получиться ~ 25 листов. Естественно, не забываем ухаживать за кистями, бережно (стараясь не повредить их форму), промываем их по окончании работы. И да поможет нам в том струя тёплой воды и кусочек мыла.

Самодиагностика:

Непрерывность каждой отдельной линии, их толщина, зазоры между ними – вот на что мы должны обратить своё внимание. Если всё вышеперечисленное на должном уровне, последний тест – и на этот раз немного практики.

Берём самую толстую кисть (по идее это будет Flat или Fan) и самую маленькую (см. колонок или синтетическая кисточка 2го размера), как поверхность используем лист А4 офисной бумаги, проводим максимально тонкую линию колонком, рядом вторую линию – уголком толстой кисти. Если они получились одинаковой толщины – значит, Вы достигли определённых успехов, а кисти в хорошем состоянии.  Можете рассматривать этот тест как внештатное задание, благо, он не слишком прожорлив во времени и бумаге.

Упражнение II

Затираненные домочадцы, думают, что худшее позади, и вы от них отстали – наивные. Не дадим им, а попутно и себе расслабляться. На этот раз им предстоит мучиться, пятнадцать минут – ровно столько должен будет занять у нас набросок с натуры тушью. Но, как и в первом задании, посвящённом рисовании тушью, у нас всё ещё четыре типа бумаги, а значит, страдать им предстоит ни много ни мало час. По логике вещей мы должны будем посадить нашу модель на стул, следует озаботиться тем, что бы между вами и «моделью» было не менее 3х метров (все как всегда – ничего нового). Отпускайте свою модель между набросками, позвольте ей отдыхать (пяти минут будет достаточно – это должно снизит уровень нытья и жалоб, которые Вам придётся выслушивать). Что бы вернуть модель в изначальную позу после перерыва, вооружаемся кусочком мела/мыла и делаем на полу пометки (обводим ножки стула, положение ступней, при желании делаем отметки на штанах/юбке). Что бы модель не вертелась, найдите предмет/окно в которое модель должна будет смотреть, пока мы её рисуем.

Смело забросим в наш арсенал часы с будильником, планшет, для этого задания я так же рекомендую взять жидкую тушь, даже если вы решили избрать своим профилем традиционную китайскую живопись и каллиграфию. В качестве оружия, как и в предыдущем упражнении, мы используем колонок/синтетику второго размера. До кучи докинем стул, на который сядем, и табурет, на котором емкость с тушью будет «терпеливо дожидаться своего часа». Наша цель, как и в обычном ставшим уже привычным для Вас «Упражнении II», сделать набросок с натуры. На этот раз нашей целью становятся не контуры модели, а плашки, обозначающие собой свет и тени. Как и всегда, мы начинаем рисовать с точек опоры, всё так же смотря на «модель» (и расценивая, то на чём она сидит как неотъемлемую её часть, должен заметить), рисуем лишь самые неосвещённые места. Чтобы не врать пропорции мы проводим кистью над поверхностью листа в тех местах, где тени отсутствуют, продолжая при этом смотреть на модель. О «святая святых принципе» – если за 4-6ть месяцев наброска Вы всё ещё «рисуете свой лист» и продолжаете смотреть на него больше чем на свою модель, Вам следует попробовать себя в дистанционном запое. {Это когда ты смотришь на бокал дешёвого пойла, и от одного вида содержимого бокала «ловишь» некислое похмелье}. В этом медитативном деле у Вас явно будет больше шансов на самореализацию. Всем остальным – Вы не зря потратили своё время.

По окончании всех четырёх эскизов, на которых мы рисуем лишь самые неосвещённые участки моделей, мы заканчиваем наше упражнение. Недели ежедневной практики должно хватить, что бы вы привыкли к своим новым инструментам, не стоит ограничиваться лишь рисованием теней, видоизменяйте задания по своему усмотрению, как вариант – попробуйте поставить перед собой противоположную задачу и рисовать лишь самые освещённые участки модели. Естественно вариации потребуют дополнительных запасов бумаги, даже в случае выполнения только «основных» упражнений, у нас в «патронташе» почти не останется бумаги.

Самодиагностика:

Всё сказанное для Упражнений II и III (контурный набросок с натуры) справедливо и здесь – в конце недели… бла-бла-бла. С той оговоркой, что мы смотрим на плавность переходов толщины наших плашек, как они существуют в листе. Не бойтесь работать с разным количеством воды, плашка ещё не значит трафарет, а художник не обязан быть маляром, а значит, плашки могут перекрывать друг дружку. Ну, и, конечно же, особое внимание уделяем компоновке на листе. Ваши наброски отражение Вашего хода мысли во время работы, если вы можете проследить нить этой мысли, значит, Вы усвоили задание. В противном случае – я слишком оптимистично «недодал» Вам бумаги.

Упражнение III

Последний рубеж между графикой и иллюстрацией – живопись. Если вы нашли в себе силы справиться со всеми предыдущими заданиями, Вы должны были в достаточной мере почувствовать свой инструментарий и сможете в полной мере насладиться этим заданием. Так что позволю себе оставить выбор типа бумаги и кистей, на Ваше усмотрение. Итак, нам предстоит написать свой автопортрет!

Расстояние между вами и зеркалом 50см-1 метр, своё рабочее место следует организовывать с таким расчётом, что бы вам и листу доставало света. Старайтесь избегать «режимного» освещения, определитесь, при каком освещении вы будете делать свою работу заранее, дневном, или искусственном. Я так же не даю ограничений на выполнение этого задания, мы можем позволить себе детализировать работу на столько, насколько сами этого захотим.

Наносим на поверхность листа равномерный слой воды, когда на листе не останется сухих углов, начинаем работу влажной кистью, по аналогии с тем как мы делаем контурный набросок карандашом. Когда работа над основными контурами будет завершена (вся забава должна отнять у нас около 10-15 минут), – даём листу высохнуть.  Не стесняйтесь наметить контуры фона, чем больше будет точек пересечения линий, тем богаче будет наша «Декартова система координат», а значит, мы снижаем шансы допустить ошибку. В наши задачи тут входит – пометить географию, основные переходу теней, различить самое тёмное и самое освещённое место.

Вернувшись к листу, смочим кисть и возьмём на неё небольшое количество туши, начинаем плашками заполнять разметки, сделанные ранее. Наша задача не оставить  не заполненных тушью частей листа, единственное исключение – самое светлое пятно в нашей работе. Закончив эту часть работы, повторно даём листу высохнуть. В следующий раз, вернувшись к листу, мы накладываем новый слой плашек поверх предыдущих. Мы продолжаем работать таким способом, пока не решим, что наша работа закончена. Несмотря на то, что я не дал ограничений по времени, внутренне они всё же есть. Первый признак, что работу следует завершить – страх её испортить. Главное различить, где заканчивается «фобия», а где начинается «интуиция». Если первое досадная помеха, то второе – надёжный союзник, к мудрому совету которого следует прислушаться.

Самодиагностика:

Если и по завершении работы вы наслаждаетесь результатом, и даже находя изъяны, а их, уверен, Вы найдёте не мало, думаете о том, как использовать этот опыт в дальнейшем – так вот, Вы правильно думаете. Данный тип заданий так же станет прекрасным тестом Ваших скиллов, позволив различить чему, из всех приведённых выше упражнений следует уделять большее внимание. Это так же станет отличным тест драйвом для кистей, Вашего знания качеств бумаги и  интуиции касательно пропорций тушь|вода.